Петербургский метрополитен занялся подготовкой инструкции для пассажиров, попавших в чрезвычайную ситуацию, ставших свидетелями правонарушений или не совсем адекватных действий граждан.
Опасность оказаться жертвой чрезвычайного происшествия в метро в крупных российских мегаполисах возрастает с каждым днем. Администрация питерской подземки на этой неделе была вынуждена выступить с необычной инициативой. Петербургский метрополитен занялся подготовкой инструкции для пассажиров, попавших в чрезвычайную ситуацию, ставших свидетелями правонарушений или не совсем адекватных действий граждан. Причиной такого шага стала волна несчастных случаев и самоубийств, захлестнувшая метрополитен Северной Пальмиры.
Последний такой случай имел место в понедельник. На станции «Площадь Восстания» мужчина средь бела дня прыгнул под поезд и скончался от полученных травм. Регулярно повторяющиеся попытки суицида и прочие проявления асоциального поведения крайне негативно влияют на климат в метро, затрудняют его работу. В современных условиях один самоубийца или хулиган может парализовать на некоторое время целую ветку метро, а значит, нарушить планы сотен тысяч людей. Смакование же в средствах массовой информации подробностей происшествий сеет панические настроения в среде пассажиров. Паника в замкнутом пространстве чревата огромным количеством жертв. Вызвать ее может что угодно – от драки или теракта до поломки состава на перегоне.
Бороться с таким положением вещей в Санкт-Петербурге решили с помощью специальной инструкции. Текст ее сейчас дорабатывается. Все пункты инструкции будут конкретными, лаконичными и понятными для любого человека, уверяют в питерском метрополитене. В ней будет четко оговариваться, что нужно сделать в той или иной ситуации: на какую кнопку нажать, куда встать, к кому обратиться за помощью. Довести содержание инструкции до пассажиров метрополитеновцы решили через официальный сайт петербургского метро, городскую прессу, а также посредством местного телевидения и радио. В вагонах и на станциях метро инструкция вывешиваться не будет. Видимо, для того чтобы лишний раз не пугать спускающихся под землю людей. Да и в случае ЧП прочесть ее времени ни у кого просто не будет.
«Такого рода инструкции придадут уверенности в первую очередь тем, кто по каким-либо причинам испытывает в метро дискомфорт, – заявила РБК daily психолог Екатерина Беленькая. – Сейчас можно говорить о том, что в крупнейших городах мира многие жители страдают самой настоящей метрофобией». По словам психолога, в российских метрополитенах на страдающих фобией угнетающе действуют многие факторы – от табличек «Выхода нет», дискуссия о снятии которых идет уже не первый год, до лишенного эмоций «металлического» голоса диктора.
Между тем негативный эффект от возникновения любой нештатной ситуации в столице будет гораздо более мощным. Однако в московском метро о подобных шагах никто пока, похоже, не думает. «Как пассажир должен действовать в чрезвычайной ситуации, прописано в правилах пользования метрополитеном, которые имеются в каждом вагоне, – сообщил РБК daily сотрудник пресс-службы московского метро Павел Сухарников. – Тех случаев, которые в правилах не затронуты, мы коснулись на нашем сайте в разделе «Пассажирам». Кроме того, многое доводится до людей посредством громкой связи».
Стоит заметить, что если бы информация о поведении в нештатных ситуациях была собрана в одном месте, а не распределена по разным источникам, пассажирам было бы легче усвоить ее. Соответственно, жертв чрезвычайных происшествий и просто «подцепивших» во время нештатной ситуации в подземке метрофобию граждан стало бы меньше.
Николай Ивашов
Фото: Станция "Автово" метрополитена Санкт-Петербурга (Википедия)
|