Меню сайта
Категории каталога
Веселое метро. [1]
Файлы [2]
Программы и полезные файлы о метро.
Книги о метро [4]
Печатные, электронные и онлайн книги о метро
Наш опрос
Вам наиболее интересно на сайте:

Всего ответов: 667
Последние новости












Реклама
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Начало » Файлы » Книги о метро

Московское метро. От первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935) Перевод с нем.
[ ]
<

Дитмар Нойтатц. Московское метро. От первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935) / Пер. с нем. Ю.А.Петрова. - М.: Новое издательство, 2006. - 752 с.

Этот фундаментальный труд остался практически незамечен рецензентами: книга готовилась по заказу "Мосметростроя", и он не только завладел копирайтом, но и получил практически весь тираж. Издатель, Евгений Пермяков, собирался выпустить второй, более демократический по оформлению, тираж в обложке, но его трагическая смерть в мае 2007 года сделала эти планы нереальными.

Между тем немецкий специалист подготовил по-своему шедевр исторической мысли. Эта основательность вряд ли представима в исполнении российских авторов, вынужденных жить в ритме (когда-то ежедневных, а сегодня ежегодных) катастроф.

Семь глав книги рассказывают обо всех аспектах дела, чья история восходит к 1897 году. Тогда правление Общества Рязанско-Уральской железной дороги "подготовило проект двухколейной городской железной дороги с трехколейной диаметральной линией, которая должна была проходить в центре города по тоннелю между Трубной пл. и ул. Ильинка" (с.41-42). Одновременно возник проект инженера А.И.Антоновича, ориентированный на перевозку не столько пассажиров, сколько грузов. Но он предложил и сеть радиальных линий, призванных обслуживать пассажиров, прежде всего тех, что живут за городом, но работают в Москве. После этого проекты пошли один за другим, но традиционные русские беды, до революции проявившиеся, в частности, в неявном противостоянии городской думы и петербургских ведомств, отложили решение дела до осени 1931 года. А там уже понеслось.

Нойтатц, используя богатейший архивный материал, подробно рассматривает все аспекты строительства. Здесь и "Происхождение, условия жизни и труда метростроевцев" (гл. III включает в себя такую детализацию, как "Заработная плата и рабочее время", "Снабжение продовольственными и потребительскими товарами"), "Жизненный мир и модели поведения метростроевцев" (с подглавками "Своенравие и приспособляемость", "Жалобы и критика в рамках дозволенного"), а также "Кузница нового человека": социалистические формы труда, воспитания и досуга". Отдельно рассматривается механизм осуществления власти и контроля за жизнью рабочих. Завершается том главой, исследующей символическую роль метро, его строительство как инсценировку, привлечение к пропаганде проекта людей науки и искусства, обзор мнений иностранцев. В общем, все то, что обеспечивало метро возможность быть "предчувствием нового социалистического мира" (так называется последняя подглавка у Нойтатца). Предчувствие обмануло, но мир остался.

Жаль, автор не размышляет над той шизофренией переименований, которая охватила московские власти в начале 90-х. Благодаря ей на карте Москвы появились такие, например, городские оксюмороны, как станция "Библиотека им. Ленина", по лестницам которой можно выйти к Российской государственной библиотеке. Да и вообще, в исторической перспективе политика переименований хотя и отражает идеологическую моду, но вряд ли способна повлиять на реальные процессы, идущие в стране. Тем более что с течением времени этот двусмысленный дуализм между ленинским наследием России и ее новой государственностью все больше оборачивается победой в духе конца 20-х - на новый лад, с новыми лицами и словами, но суть остается прежней. И даже грохот подземки не в состоянии эту суть заглушить.

 
 
Категория: Книги о метро | Добавил: Blackie
Просмотров: 4339 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
28.07.2008
1. ПетровЪ [Материал]
Спосибо за демо версию книги! Буду её искать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Схемы метро Москвы и Санкт-Петербурга
Карта метро Москвы - Moscow metro map
Схема метро Москвы
Карта метро Санкт-Петербурга - St-Petersburg metro map
Схема метро Санкт-Петербурга
Интересные новости

Музей московского метро

Музей находится в южном вестибюле станции "Спортивная" по адресу: улица Хамовнический Вал, д. 36. Самые интересные экспонаты - макеты поездов и станций.



Рекордные линии

Самая длинная линия - Серпуховско-Тимирязевская (41 км),а самая короткая - Каховская (всего 3,3 км).



Как первым войти в вагон

Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к дверям вагонов. Состав всегда останавливается в одном и том же месте. Встаньте посередине светлого промежутка,и двери откроются перед вами.




Реклама