Никто не оспорит факт, что московское метро является самым значительным рукотворным объектом столицы. А любая значительность, как известно, концентрирует вокруг себя домыслы, слухи, загадки и тайны. Ореол некой мистики окружает и столичный метрополитен. Вот уже более 65 лет энтузиасты пытаются разгадать тайны московской подземки. На основании как общеизвестных фактов, так и бытующих легенд, мы попытались узнать, что представляют собой секреты столичного метрополитена.
Подземка для Сталина
Засекреченные места в Московском метро уже были до его рождения в 1935 году. Например, в проекте второй очереди подземки была станция «Советская», под Советской пл., между станциями «Театральная» (в те времена «Площадь Свердлова») и «Маяковская». В процессе строительства по личному распоряжению Сталина «Советскую» приспособили для подземного пункта управления Московского штаба ГО. Возникший вследствие ее закрытия необоснованно длинный перегон в самом центре Москвы был ликвидирован только в 1979 году строительством «Горьковской» («Тверской»). Реализация этого проекта обошлась очень дорого даже по временам застоя, не менее 15 млн. «тех» рублей.
Еще одна «подземная тайна» — это довоенный, а также послевоенный проект модернизации «Арбатско-Покровской» линии для связи Кремля с двумя сталинскими бункерами. Сталин до войны планировал построить самый большой стадион не только для ожидаемой Олимпиады. Она должна была состояться в 1940 году, но помешала война. Под будущим стадионом был возведен бункер для Сталина с небольшим залом для выступлений и тоннелем к трибунам. Были сооружены два автомобильных тоннеля: к Кремлю (причем ворота тоннеля расположены точно под Спасскими воротами) и в район станции метро «Сокольники». Существует переход от «Измайловского Парка» к бункеру. Средний путь на станции, кроме запланированного большого пассажиропотока, нес функцию спецпути Сталина во время торжественных мероприятий. Обратите внимание на изящные лампочки, освещающие средний путь. Их нет на крайних путях.
Аналогичный бункер Сталина был построен под его дачей в Кунцево (туда тоже идет автомобильный тоннель от общественной приемной Минобороны на Мясницкой, 37 через Кремль). О нем знают только специалисты МЧС: прямо над ним расположен Центральный региональный центр этого ведомства.
Сталин приказал построить бомбоубежище, которое вырыли в Кунцево на глубине пятнадцати метров. Для того чтобы полностью обезопасить вождя, в качестве перекрытий использовали чугунные рельсы. Вход в бункер — обычная дверь, какую встретишь в любом подъезде, с кодовым замком. Очень чистая лестница с перилами уводит под землю. Сталин по лестнице не ходил. Специально для него был пущен лифт, который соединял бомбоубежище с дачей Сталина, под которой вырыли бункер.
Из-за этого бункера и был пущен 5 апреля 1953 года загадочный участок глубокого заложения «Площадь Революции — Киевская». Боялся Сталин повторения случая с попаданием авиабомбы в перекрытие тоннеля на перегоне между «Смоленской» и «Арбатской». Участок был сооружен в рекордно короткий срок, менее чем за два года, несмотря на то, что трасса проходила в исключительно неблагоприятных гидрогеологических условиях. Впервые пришлось решить задачу сопряжения тоннелей двух радиусов — действующего и нового — без остановки нормального движения. Для этого соорудили тоннель увеличенного диаметра, который как бы вместил действующий тоннель. Тоннель за «Киевской» был пройден и дальше до Парка Победы. По плану 1932 года линия в Кунцево и Крылатское должна была быть полностью подземной и проходить рядом с дачей Сталина. Когда строили новую экспресс-линию до «Кунцевской», этот тоннель был использован. Этим и объясняется такой странный выбор трассы.
Первая серьезная информация про эти метротоннели появилась в 1992 году в одном из номеров «АиФ». Чуть позднее тему подхватили другие издания. С легкой руки журнала «Огонек» систему назвали «Метро-2». Сегодня о ней уже известно очень многое.
«Метро-2»
ЛИНИЯ 1
Сдана в эксплуатацию в 1967 году. Длина 27 километров. Станции (официальных названий у них нет, поэтому они топономически привязаны к наземным объектам):
Библиотека им. Ленина (для эвакуации в подземный город в Раменках всех читателей, находящихся в момент сигнала «Атом» в залах);
желтый дом с башенкой на Смоленской площади проекта академика И. Жолтовского (это особенный дом, в нем входы в две системы метро: на Филевскую линию и в «Метро-2», из-за лифтов на станцию «Метро-2» в этом доме пошли легенды о таких станциях чуть ли не под каждым номенклатурным домом в Москве);
подземный город под Раменками (вместимость 12-15 тыс. человек) с пешеходным тоннелем до главного здания МГУ (вход у КПП зоны Б);
Академия ФСБ и Институт криптографии, связи и информатики ФСБ России (огромное кирпичное здание при въезде в Олимпийскую деревню);
Академия Генштаба;
запасной выход в Солнцево;
правительственный аэропорт Внуково-2.
В книге 1954 года издания «Московский метрополитен» описывается пятая очередь строительства метро. В частности, любопытного читателя ставит в тупик информация о продолжении Фрунзенского радиуса. Описана так и не реализованная версия с тоннелем под Москвой-рекой. Протяженность участка 6,5 километров. «Фрунзенская» находится по плану там же, где и сейчас. «Усачевская» (так она называется в книге) либо стала «Спортивной», либо должна была находиться ближе к Большой Пироговской улице. «Лужниковская» должна была быть прямо у входа на стадион в Лужниках на Hоволужнецком. Hаземные вестибюли «Ленинских гор» были запланированы на склонах Воробьевых гор и со стороны Воробьевского шоссе (ул. Косыгина). «Университет» запланирован рядом с главным зданием МГУ. В 1957 и 1959 годах все построили по-другому.
Существует неправдоподобная история о том, что к молодежному фестивалю 1957 года сооружали ветку от «Парка культуры» до «Университета». В духе решений Хрущева об удешевлении строительства проектировщики решили проложить часть пассажирской трассы по уже построенному к тому времени тоннелю «Метро-2» первой линии. Казалось бы, есть готовый тоннель, прорытый под Москвой-рекой, значит, не понадобится тратить время и деньги на постройку нового перехода через эту водную преграду. Но в самый последний момент «компетентные органы» сказали решительно: нет! И пришлось срочно что-то придумывать, меняя проект, уводя новую трассу метро в сторону и сооружая метромост со станцией «Ленинские горы». Памятью о той давней «неувязочке» остался характерный изгиб этой линии метро в районе станции «Спортивная».
Если ехать от «Спортивной» к «Университету», то слева по курсу после «Спортивной» вначале видно перегон, соединяющий путь, по которому вы едете, с противоположным. Затем вы видите ответвление влево по ходу поезда. Официально это оборотный тупик, но он продолжается дальше, спускается между основными тоннелями под реку и по дуге круто уходит в сторону. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается. Сам тоннель в итоге упирается в стальные ворота. Это единственное «сближение» обычного метро и «Метро-2» в Москве.
Когда планировали строительство храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года, было несколько проектов, один из них — построить храм на Воробьевых горах. Строительство не началось, так как здесь очень слабые грунты, которые не в состоянии выдержать крупного здания. Но, что не смогли сделать царские архитекторы, сделали сталинские. Когда строили главное здание МГУ, то вырыли огромный котлован под фундамент, залили жидким азотом, потом поставили холодильные установки на то место, которое потом стало называться третьим подвалом или этаж-3. Этой зоне был присвоен статус суперсекретной, так как в случае возможной диверсии и вывода из строя морозильников через неделю здание сползет в Москву-реку. Заведовало «поддержанием порядка» в третьем подвале 15-е управление КГБ. Именно этот уровень МГУ соединяется с подземным городом в Раменках и станцией «Метро-2».
Когда не существовало «Проспекта Вернадского», на месте кинотеатра «Салют» была грандиозная пересеченная местность: овраги, каскад прудов, речка. В 1968-1970 годах это все аккуратно засыпали большим количеством грунта, взятым, как предполагает ряд москвоведов, со строительства первой линии и подземного города в Раменках. У них нет другого объяснения тому, откуда еще за один год могут появиться не менее 5 млн. кубометров грунта.
Имеются сведения, что первую линию в 1986-1987 годах удлинили. Есть в Подмосковье два интересных места. Это военный городок Власиха (он же Одинцово-10). Там в 1958-1964 годах построен командный комплекс РВСН с четырехъярусным бункером и резиденцией командующего. В 1986-1987 годах построили новый двенадцатиярусный бункер в 2 км от старого.
Есть еще местечко Голицыно-2, ЦУП военно-космическими силами. Довольно интересно — входы в бункеры в небольших домах, вроде жилых. Людям, работающим там, достоверно известно, что именно здесь проходит ветка до Внуково-2.
Hепосредственно в самом Одинцово в 1987 году начали строить жилой район «Новые дома» для строителей «Метро-2». Станция там тоже есть.
ЛИНИЯ 2
Эта линия сдана в начале 1987 года. Длина 60 километров. Начинается от Кремля, затем на юг параллельно Варшавскому шоссе через Видное в правительственный пансионат «Бор» (там находится запасной командный пункт Генштаба).
Hа линии есть законсервированная станция, на которую ведет тот самый загадочный переход с «Третьяковской» Калининской линии.
Вероятно, что линию должны были продлить в новый бункер Вороново (это примерно в 74 км к югу от Кремля). Ходят разговоры, что линия идет куда-то за Чехов. Дачники из Алачково рассказывают про местный военный городок. Там есть подземное сооружение, которое на 30 этажей уходит под землю. Живущие на окраине Чехова иногда просыпаются ночью от того, что слышат под собой звук проезжающего поезда. Дачники в Видном рассказывают, что в начале 80-х годов у них что-то копали и очень глубоко. Строительная база второй линии находится в Царицыно.
ЛИНИЯ 3
Линия сдана в начале 1987 года. Длина 25 километров. Начинается от Кремля, следующая станция — «Лубянка», штаб ПВО Московского военного округа на Мясницкой, 33. Во время войны на станции «Кировская» находились отделы Генерального штаба и ПВО. Поезда там не останавливались. Под станцией и зданием на Мясницкой, 33 был построен новый бункер для штаба. Конечная остановка на этой линии находится в районе поселка Заря Балашихинского района, где существует военный городок с 20 тысячами жителей.
Людей, работающих в бункере п. Заря, местные жители называют «кротами». А еще — «шахтерами». Каждый день они заходят в неприметный с виду кирпичный дом и на скоростных лифтах спускаются на глубину 122 метра.
Этот подземный город — Центральный командный пункт (ЦКП) войск ПВО, святая святых оборонной мощи ранее СССР, а теперь и России. Попасть сюда не могут даже первые госчиновники и важные зарубежные гости. Для любой экскурсии необходимо личное разрешение министра обороны.
Зарываться в землю военные начали еще в 1958 году. Все Главные штабы и ЦКП в срочном порядке стали переносить в ближайшее Подмосковье. «Холодная» война в любую минуту могла превратиться в ядерную, и первые же бомбардировки столицы могли оставить армию без «глаз», «ушей» и «языка». Чтобы этого не допустить, решили срочно закопать в землю все самое ценное и уже из мощных бункеров руководить войсками.
Подземный город строили ударными темпами: уже в 1961 году он практически был готов к «заселению». В городе-бункере предусмотрено все, чтобы пережить последствия атомной войны: собственные энергетические установки, системы пожаротушения, очистки воды и воздуха, канализация, запасы продовольствия. Транспортная проблема в «городе», построенном на 1100 человек, тоже решена. К услугам персонала четыре лифта — два пассажирских и два грузовых.
ЛИНИЯ 4
Информация про нее почти вымышленная. В бюджет России 1997 года была заложена сумма на ее строительство. Причем этот факт вызвал скандал и разбирательство в Конгрессе США, ее должны были строить за счет американских кредитов. Именно по требованию американцев строительство Линии-4 было заморожено. Однако полностью готовый проект ее уже существует. В случае его реализации Линия-4 будет начинаться в районе «Смоленской», как ответвление от первой линии, затем проходить под Парком Победы (где можно будет использовать инфраструктуру совместно с запланированной веткой обычного метро). Еще одна промежуточная станция — новый бункер ГО A-50 на Рублевском шоссе, 48 — рядом с домом Ельцина на Осеннем бульваре. Наконец, конечная остановка — санаторный/бункерный комплекс в Барвихе.
В случае войны спасемся все
Вся система «Метро-2» ранее находилась в ведомстве 15-го управления КГБ (так называемые «подземщики"). Это управление впоследствии перешло под эгиду ФСБ. Система «параллельного метрополитена» малоизвестна не только простым гражданам, но и даже многим специалистам «заинтересованных ведомств», т.к. не является правительственным метро, то есть не перевозит высших госчиновников (в том числе и президента России) в мирное время. Основная функция — готовность к эвакуации на случай войны.
Вся система однопутна (зачем строить два пути, т.к. даже в случае сигнала «Атом» — эвакуации на случай атомной войны или еще чего-то страшного — весь поток движения направлен в одну сторону). В отличие от обычного метро, вентиляционные шахты из тоннелей отсутствуют — при нечастой эксплуатации надобность в них отпадает. Строительство велось закрытым методом, причем без промежуточных шахт (по подобной технологии не так давно был возведен тоннель под Ла-Маншем).
Несмотря на то, что какая-то информация о секретном московском метро все же стала известна определенному кругу людей, столичная подземка продолжает хранить свои основные тайны. Отчасти это связано с соображениями стратегического характера. Иногда создается ощущение, что полной и правдивой информации о «параллельном метро» сегодня не знает никто.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала москвоведа Арсения Дубенецкого и архитектора Владимира Соколова
Источник: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=D2B3BCFEA13041878D753E6778733857 |