Московский метрополитен расширяется. До 2015 года в столичной подземке построят более 20 новых станций. Как сообщил специалист по связям со СМИ ОАО «Метрогипротранс» – генерального проектировщика объектов Московского метрополитена, сейчас Московский метрополитен насчитывает 12 линий и 173 станции, в частности 57 пересадочных и 14 наземных. По его словам, в 2007–2008 годах будут открыты станции метро «Сретенский бульвар», «Строгино» и «Славянский бульвар», реконструирована станция «Кунцевская». Эксперты отмечают, что расширение столичного метро не решит транспортных проблем Москвы, зато создаст серьезную угрозу жизни москвичей.
Московское метро перевозит свыше 9 млн пассажиров в день, что составляет около 60% общего объема всех городских перевозок. Тем временем столичная подземка совершенно не рассчитана на такое количество людей. Ее максимум – 6 млн человек. Отсюда и проблемы. Протяженность линий сегодня отстает от нормативных требований на 80 км. Четыре из одиннадцати линий работают с 30-процентной перегрузкой. В «часы пик» в подземке появляются пробки. Пересадочные станции не справляются с нагрузкой, и пассажиру приходится тратить до 15 минут, чтобы перейти с одной станции на другую. Кроме того, серьезной проблемой остается так называемый «эффект Выхино», когда уже на конечных станциях вагон забивается до отказа. Обычно это происходит на конечных станциях, на которых большой поток людей пересаживается с пригородных поездов в метро. В результате на всех прочих остановках вплоть до центра протиснуться в вагон проблематично.
По мнению столичных властей, решить проблему можно за счет строительства новых линий метрополитена. Планы московских чиновников весьма амбициозны – столичное метро пополнит 20 новых станций, а также вторая кольцевая линия. Тем не менее эксперты не разделяют оптимизма градоначальников. По их мнению, столичное метро требует срочной модернизации. Техническая изношенность подземки уже сегодня представляет большую опасность для пассажиров, ведь устаревшее оборудование может просто не выдержать дополнительной нагрузки на фоне роста пассажиропотока. Во-первых, население города постоянно увеличивается, а во-вторых, бесконечные пробки на улицах города уже сейчас вынуждают многих автолюбителей пользоваться подземкой.
Наиболее серьезную угрозу сегодня представляют эскалаторы. В настоящее время в московском метро действует 595 эскалаторов, однако некоторые из них уже выработали свой ресурс – в среднем 50 лет – и подлежат полной замене. Авария, связанная с неисправностью механизма движущейся лестницы, может привести к большому количеству жертв. Достаточно вспомнить, как 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» эскалатор не выдержал тяжести людей и, набирая скорость, начал резкое движение вниз. Ни основной, ни резервный тормоза не сработали, и за 110 секунд погибло 8 и серьезно пострадало около 30 чел. Однако вопреки слухам никто из потерпевших не попал в шестерни, а все погибшие были раздавлены массой навалившихся тел.
Не менее важной проблемой подземки эксперты считают изношенность гидроизоляции и полное отсутствие контроля над грунтами. «Угроза обвала сегодня огромная. Невооруженным глазом видно, сколько в метро воды. Это уже плохой показатель. Метро вызывает вибрацию, которая способствует образованию полостей. Случаи, когда в Москве под землю проваливаются люди и автомобили, а совершенно новые здания дают трещины, не редкость для города. Если столичные чиновники не займутся проверкой грунтов, то однажды на московское метро обвалится очередная высотка.
"Это будет огромная катастрофа", – сказал РБК daily руководитель «Диггер-Спаса» Вадим Михайлов.
Кроме того, серьезные нарекания столичная подземка вызывает и у экологов. По их словам, в столичном метро еще грязнее, чем снаружи, а количество пыли, вместе с которой в человеческий организм попадает до 40% вредных веществ, превышает норму до 1,2 раза. Дело в том, что большинство вентиляционных шахт и вентиляторов уже устарели и требуют модернизации. Руководство метрополитена пыталось поставить новые, но современные вентиляционные конструкции в старых узких шахтах просто не помещаются. Расширять шахты – значит рушить уже опутавшие их городские коммуникации. В результате сегодня воздух в метро поступает с оживленных трасс, где его загазованность превышает все нормы. Кроме того, эксперты отмечают острую нехватку кислорода, которая может стать роковой в случае ЧП.
Эксперты убеждены, что уже сегодня метро исключительно опасно для жизни людей, поэтому все эти проблемы должны быть решены в срочном порядке.
При этом многие специалисты считают, что строительство новых линий и станций метро можно не просто отложить на время, но и вовсе вычеркнуть из планов. По их мнению, строительство новых станций только создаст дополнительную угрозу обвалов грунтов. «Если столичные власти думают, что им удастся решить транспортную проблему города при помощи метро – они ошибаются. Новые станции совсем незначительно смогут снять напряжение.
В то же время необходимо понимать, что строить новые линии сегодня можно только очень глубоко, иначе новые высотки из-за вибраций будут просто уходить под землю. Это очень затратно. Есть и другой вариант – линии легкого метро на поверхности, но и этот проект является дорогостоящим. К тому же он связан с другой серьезной проблемой – шумом. Вряд ли столичные власти готовы потратить такие огромные деньги на проект, который все равно не принесет пользы», – отметил г-н Михайлов.
Тем не менее планы развития столичного метрополитена уже утверждены. Это означает, что все финансирование пойдет на новое строительство, а не на ликвидацию изношенности существующего метро. «Столичные чиновники всегда закрывают глаза на проблемы безопасности до тех пор, пока не происходит очередного ЧП. Хочу подчеркнуть, что последствия техногенной аварии в метро могут быть самыми страшными», – резюмировал Михайлов.
МАРИЯ ЧЕБАТКО
Источник: http://www.rbcdaily.ru/2007/12/04/focus/306923
|