В киевском метро на перегруженных станциях каждое утро происходят почти борцовские схватки. Метрополитен некоторое время назад привлек к работе на станциях «Левобережная», «Черниговская» и «Дарница» дружинников-трамбовщиков. Они в прямом смысле слова заталкивают пассажиров в переполненные вагоны в утренний час пик. Работают трамбовщики по будням с 8 до 9 часов утра. По мнению сотрудников метрополитена, данная практика помогает выдерживать график движения поездов. Раньше из-за того, что многие пассажиры самостоятельно не могли попасть в вагоны, машинист подолгу не мог закрыть двери. Составы простаивали на станциях в два, а то и в три раза дольше, чем предусмотрено расписанием. Этот опыт в ближайшее время может быть взят на вооружение и в России. В частности – в московском метро, которое перегружено больше, чем метро украинской столицы.
Действительно, ситуация на некоторых линиях метрополитена Москвы располагает к нововведениям. Например, станция «Выхино» в часы пик буквально «вырубает» Таганско-Краснопресненскую ветку практически до пересадки на Кольцевую линию. На этой станции народу в вагоны набивается столько, что на последующих втиснуться без хорошей физической подготовки или посторонней помощи порой не представляется возможным. Некоторые пассажиры, чтобы сесть в поезд, со своей станции едут на конечную и там берут составы штурмом. Похожая ситуация сложилась на Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской ветках.
Однако, учитывая менталитет соотечественников и тот факт, что в подземной толкучке многие люди под воздействием стресса находятся на взводе, можно ожидать, что использование трамбовщиков приведет к возникновению массовых драк и беспорядков. Ведь они вынуждены действовать очень грубо. Даже если бы «толкачами» работали сотрудники УВД на метрополитене, это не стало бы сдерживающим фактором для обиженных пассажиров. «Я бы не согласился подрабатывать «толкачом» ни за что, – заявил корреспонденту РБК daily сотрудник милиции, дежурящий на одной из станций Кольцевой линии. – У нас народ нервный. Могут и побить. И на форму не посмотрят».
Киевский опыт как раз свидетельствует об этом. Там далеко не все желающие уехать толерантны к действиям «толкачей». То и дело возникают скандалы. До группового мордобоя дело пока не доходило, но отдельные стычки происходят ежедневно. Отпор «толкачам» порой дают яростный. Многих дружинников, которые в остальное время работают слесарями или ремонтниками в депо, спасают внушительные габариты. Ведь их подбирали именно по такому признаку. После первых месяцев работы в Киеве трамбовщиков решили даже переодеть в спецодежду – оранжевые жилеты. Таким образом, на этой неделе у киевлян появилась возможность узнавать своих подземных помощников. Раньше, когда они толкались, не имея каких-либо знаков отличия, их часто принимали за обычных транспортных хамов или хулиганов.
Использование «толкачей» – не украинское ноу-хау. В крупных городах Японии, например, людей трамбуют уже много лет. Обычно «толкачами» подрабатывают физически крепкие студенты. Дисциплинированные японцы, повинуясь производственной необходимости, послушно «встают в штабеля». Кстати, вагоны там сконструированы таким образом, что сиденья в час пик поднимаются. Благодаря этому появляются дополнительные стоячие места и повышается предельная вместимость вагона. В Европе человеческий трафик в метрополитене регулируют словом. В отличие от Москвы, где обычно машинисты по громкой связи на повышенных тонах требуют от пассажиров «не держать двери и не мешать отправлению поезда», в Лондоне людей мягко увещевают дежурные по станции. При этом они делают это не через «матюгальник», а стоя рядом, и никогда не позволяют себе пускать в ход руки. Этого просто не требуется. «У англичан категорически не принято вторгаться в чужое личное пространство, – сообщила РБК daily переводчица Елена Яблокова. – Находясь в командировке в Лондоне, я была приятно удивлена тем, что в метро люди не толкаются. Лондонцы готовы отстоять очередь на посадку. Для них рваться в вагон любой ценой – дикость. Правда, лондонское метро не так загружено, как московское».
Получается, что в московских условиях труд трамбовщиков окажется столь же бессмысленным, сколь и опасным для них самих. «Единственной возможностью хоть как-то нормализовать ситуацию в московском метро является развитие в качестве альтернативы внутригородской системы железнодорожного транспорта, – заявил РБК daily директор Национального градостроительного института Александр Кривов. – Но без выведения в нынешние пригороды части деловой и жилищной инфраструктуры это тоже не поможет».
НИКОЛАЙ ИВАШОВ
Источник: http://www.rbcdaily.ru/2007/12/13/focus/308644
|