Вопрос об оборудовании петербургского метрополитена специальными составами для обеспеченных пассажиров возник в правительственных кругах с легкой подачи инвестора. Проект в управление ГУП “Метрополитена”, а потом и в Смольный принесла холдинговая компания “Фаэтон”. Как стало известно “Фонтанке”, “вип-подземка” предусматривает отведение одного вагона каждого поезда для нужд элитных пассажиров. В них предлагают установить удобные кожаные кресла, постелить ковролин, оборудовать салон климат-контролем и даже снабдить каждый такой вагон мини-баром и стюардом, который предложит “дорогим” гостям кофе. Войти в такой вагон можно будет с обычного перрона через специально установленные турникеты. Проездной билет в вип-поезд может стоить от 100 евро до 1000 евро (проездной на месяц).
Как объяснил “Фонтанке” вице-губернатор Петербурга Александр Полукеев, в Смольном рассмотрели предложение “Фаэтона”, но поскольку детально проект пока представлен не был, оценивать его никто из чиновников не берется. “Действительно такой проект у “Фаэтона” есть, но я пока подробностей не знаю. Они предложили провести реформу метрополитена, учредить элитные вагоны, и я, в принципе, не против. Но нужно привлечь к реализации этой задумки больше компаний, чтобы создать конкуренцию, провести конкурс”, - заявил Полукеев.
Однако в метрополитене энтузиазма чиновников правительства не разделяют. Более бредовой идеи развития подземки там не слышали давно. Как рассказал “Фонтанке” начальник ГУП “Метрополитен” Владимир Гарюгин, проект вип-вагонов в метро на сегодняшний день реализовать нереально, для этого просто нет технической возможности. Разная классность вагонов в принципе нормальна в пригородных поездах и составах дальнего следования, на пассажирских судах и в самолетах, но что касается городского пассажирского транспорта, то на сегодняшний день, учитывая проблемы и загруженность метрополитена, введение вип-вагонов не может быть осуществлено. “Чтобы сесть в “элитный” вагон поезда, нужно до него еще добраться. Так как в Петербурге метро глубокого заложения, то делать отдельный вход и эскалатор для вип-пассажиров будет слишком дорого. А если отвести под них отдельный эскалатор из уже существующих, то это еще больше усугубит загруженность остальных машин. К этому мы сегодня не готовы”, - прокомментировал Владимир Гарюгин. К тому же, по словам Гарюгина, метро – это, прежде всего, социальный вид транспорта, рассчитанный на всех жителей города. “Незачем создавать дополнительное социальное напряжение в метро”, - считает начальник подземки.
При этом, Гарюгин признал, что сейчас петербургское метро – не самый комфортный городской транспорт в часы пик. “В это время метровокзалы в спальных районах и на станциях пересадки загружены до предела. Сейчас, чтобы сделать метро более комфортным для всех пассажиров, нужно активно строить новые станции. Только 50% жителей Петербурга живут в зоне доступности к станциям метрополитена, остальные вынуждены пользоваться дополнительным транспортом, а потом простаивать очереди перед эскалаторами и вагонами”, - заявил Гарюгин. Он считает, что ситуация должна выправиться с введением в строй станций Фрунзенского радиуса, а потом и Красносельско-Калининской линии, которая свяжет с центром города новостройки на юго-западе и северо-востоке города.
Но даже на новых станциях оборудование для вип-клиентов Гарюгин ставить не советует. По его словам, гламуру лучше оставить осваивать виды городского транспорта – проектируемый Надземный экспресс и скоростной трамвай. “Там можно оборудовать отдельные входы для первого класса, а маршрут будет проходить с минимальным количеством остановок”, - предположил Гарюгин.
Кстати, информация о проекте уже дошла и до депутатов петербургского ЗакСа. Мнения народных избранников на скандальную тему, как водится, разделились. “Если на элитное метро есть спрос, то соответственно вскоре появится и предложение, - заявил “Фонтанке” единорос Виктор Евтухов. - Сейчас въезжать в центр города весьма проблематично, поэтому многие топ-менеджеры компаний уже готовы пересесть на общественный транспорт, но не готовы толкаться в метро наравне со всеми. Для них этот проект, возможно, станет спасением. Но я в перспективу такого вип-поезда верю слабо. И буду категорически против, если они будут мешать движению основного состава, отнимая время у обычных поездов и увеличивая интервал движения. Если они будут “пробегать” быстро, то их можно разрешить. Но пользоваться ими сам, скорее всего, не буду”.
А вот депутат фракции “Справедливая Россия” Алексей Ковалев жестко раскритиковал идею вип-метро. “Я думаю, это будет обычный апартеид, - заявил Ковалев. - Метро должно предоставлять равные услуги всем, а не становиться продолжением классовой системы. Такого чудовищного прецедента нет ни в одной стране мира. Лучше думать не о богатых и становиться посмешищем для всей Европы, а оборудовать, наконец, в метро пандусами и специальными лифтами для передвижения инвалидов”.
Подобного мнения, к слову, придерживаются и в комитете по транспорту. Как прокомментировала ответственный секретарь совета по транспортной деятельности в Санкт-Петербурге Ирина Метель, это слишком дорогой и сложно реализуемый проект. “Не думаю, что инвестор серьезно намерен финансировать такие нововведения, - заявила Метель. - Про подобные проекты я слышала еще в 90-х годах, но с тех пор так ничего в этом плане не изменилось.
Петербургское метро, к счастью, осталось прежним. Думаю, что это очередная пиар-акция компании-инвестора”.
В самом “Фаэтоне”, “Фонтанке” подтвердили авторство этой идеи. “Мы рассматривали идею о включении в подвижные составы метрополитена Петербурга вагонов повышенной комфортности, - рассказал “Фонтанке” начальник управления стратегического маркетинга холдинга Игорь Мосцев. - Этот вопрос прорабатывался совместно со специалистами метрополитена и НИПИ ТРиТИ, но на сегодняшний день пока по ряду причин, прежде всего технического характера, проект решено немного отложить”. Специалисты компании за это время изучат дополнительные возможности и предложат “Метрополитену” варианты развития “вип-подземки”.
Пока не составлена и смета расходов. Сколько потребуется денег на мега-проект точно не известно. Однако, по мнению специалистов, емкость альтернативного метро для высших слоев общества может составить десятки миллиардов рублей. Сейчас только один современный комфортабельный вагон для метрополитена стоит от 1,5 до 2 миллионов евро, а для регулярных рейсов “элитных прицепов” их потребуется от 50 до 100 штук. Кроме того, нужно будет оборудовать дополнительные турникеты, а также нанять дополнительный персонал.
Кстати, идея “Фаэтона”, какой бы необычной она не выглядела, все же не нова. Несколько лет назад подобную инициативу обсуждали в столице. Москва раньше столкнулась с проблемой пробок, простаивая в которых деловые люди опаздывали на важные встречи и теряли многомиллионные контракты. И идея такого нововведения была принята с оживлением. Но когда в Мосгордуме просчитали возможные затраты и получили результаты опроса общественности города, решили, что лучше строить еще одно транспортное кольцо и разгрузить центр от лишних автомобилей, чем тратить деньги и время, а также провоцировать волну справедливого возмущения менее обеспеченных москвичей.
Мария Могилевская
|