Схема столичного метрополитена на много лет вперед. “МК” заглянул в будущее метро (полный текст статьи "МК", схема, фотоматериалы).
Еще семь лет назад открытие станции метро “Улица Академика Янгеля” праздновалось с мрачной торжественностью: будущее радужных перспектив не обещало. Но коренной перелом произошел. Строительство московского метро, “провисшее” в 1990-е, выходит на советские темпы. Судя по всему, скоро будут открываться целые линии. И новые станции появятся не только на дальних окраинах, но и, например, у МИДа и Белого дома. Детали светлого будущего столичной подземки выяснил “МК”.
Про 2007 год мы уже не говорим. “Трубная” успешно функционирует, недели остались до открытия “Сретенского бульвара” и “Строгино”. Об этом “МК” скоро напишет подробно. Устремим взор вперед.
В середине 2008 года на пересечении Кутузовского проспекта и Старорублевского шоссе появится станция “Славянский бульвар” (архитектор Вадим Волович, художник Иван Лубенников), следующая за “Парком Победы”. Дело там движется к отделочным работам. Скорее всего эта односводчатая станция будет облицована зеленым мрамором. Верх стен украсят кованые решетки с растительным орнаментом. Надземные павильоны будут выполнены из стекла и металла, а для полного хай-тека строители обещают сделать ступени с инфракрасным подогревом.
Кстати, над станцией, между Кутузовским и железной дорогой, построят дублер этого проспекта. Выходы из одного вестибюля как раз расположатся по обе стороны дублера. А из второго можно будет попасть в крупный торгово-спортивно-развлекательный комплекс.
Еще одна станция с “коммерческими” выходами должна быть открыта в 2009-м. “Технопарк” (архитекторы Александр Орлов и Александр Некрасов) угнездится на старой ветке, между “Автозаводской” и “Коломенской” — недалеко от метромоста. Платформы пристыкуют к существующим путям. А перпендикулярно к ним, наподобие верхней перекладины в букве “Т”, расположится треугольное здание с кассовыми залами. Чтобы попасть на станцию, пассажирам придется подняться на эскалаторах к кассам, а оттуда спуститься к путям. Такая система входов-выходов до сих пор существовала лишь на станции монорельса “Ул. Академика Королева”.
Но самые чудные открытия 2009 года обещают быть на растущей вверх салатовой ветке. После “Трубной” поезда поедут сначала к “Достоевской”, а потом к “Марьиной роще”.
“Достоевская” (архитекторы Лев Попов, Наталья Расстегняева, художник Иван Николаев) расположится на Суворовской площади. Оформление у нее будет строгое, сообразно творчеству классика. Черно-белые полы. Геометрические опоры. И надо всем этим — белоснежный фон. Мозаики в черно-белых тонах отразят сюжеты из книг Достоевского.
Со станции можно будет выйти на Суворовскую площадь, к улицам Селезневская, Дурова, Самотечная, к Театру Российской армии. И уже готовится предпроектная документация на станцию “Площадь Суворова”, которую предполагается построить на Кольцевой линии и соединить с “Достоевской”.
Станция “Марьина роща” (архитекторы Амантай Куренбаев, Александр Шутов) будет располагаться в районе пересечения улиц Сущевский Вал и Шереметьевская, рядом с киноконцертным комплексом “Гавана”. “МК” стали известны детали и ее оформления. Опоры-пилоны облицованы светлым и темным мрамором. Пол — темно-коричневый и бежевый. Освещение — люминесцентное.
В 2009 году появится и станция “Волоколамская” (архитекторы Орлов и Некрасов) — прямо за “Строгино”. А там и до “Митино” (архитекторы Владимир Филиппов и Светлана Петросян) руки дойдут.
— Проекты этих станций сейчас перерабатываются, — говорит главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. — “Митино” — односводчатая станция. Она в чем-то похожа на “Строгино”. А “Волоколамскую” отличают колонны с монолитным перекрытием и два больших наземных вестибюля треугольной формы.
В принципе, на этом направлении может появиться и станция “Мякининская” — первая в Московской области. Но споры между столицей и областью продолжаются, и перспективы подземного Подмосковья весьма неопределенны.
Да и о московских станциях, запланированных на период после 2009 года, можно пока говорить очень осторожно. Об их строительстве заявлено, но утвержденных проектов пока не существует, да и маршруты есть только в виде вариантов.
Взять хотя бы многострадальное продолжение фиолетовой ветки — от “Выхино” к району Жулебино и далее. Строительство станций намечено на 2011 год, но где они точно появятся — пока неизвестно.
— Мы разработали несколько вариантов трассировки, — говорит начальник отдела трассы, эксплуатации и геодезии “Метрогипротранса” Владимир Власюк. — Один из них предполагает две станции, одна из которых, “Жулебино”, расположится недалеко от ж/д платформы Косино, а вторая — на улице Генерала Кузнецова в самом районе Жулебино. А второй вариант был разработан со смещением станции №1 в сторону Хвалынского бульвара — как бы в его створе. И с размещением второй станции примерно на том же самом месте, в районе ул. Генерала Кузнецова.
Рассматривался также вариант с тремя станциями. Это станция №1 у платформы Косино. Станция №2 в районе Хвалынского бульвара и поворота Лермонтовского проспекта. И станция №3 — на ул. Генерала Кузнецова.
Все — мелкого заложения. От “Выхино” составы идут по земле, проходят в свободном пролете путепровода через железную дорогу (там специально оставили отверстие для метро) и за МКАДом спускаются под землю.
Прорабатывался также вариант легкого метро до района Новокосино. Но от него отказались, и сейчас предусматривается продление традиционного метрополитена от ст. “Новогиреево” до ст. “Новокосино”. Новая станция предположительно разместится на перекрестке ул. Городецкой с Носовихинским шоссе. Ее собираются открыть в 2010 году.
В планах метростроевцев на 2010—2011 годы — продление салатовой ветки на юг и ее смычка с зеленой веткой. Речь идет о станциях “Борисово”, “Шипиловская”, “Зябликово” и “Братеево” (на зеленой ветке после “Красногвардейской”).
— Район Братеево — бывшая промзона, проектов станции там раньше не делали, — говорит Николай Шумаков. — А вот “Борисово” и “Шипиловскую” в начале 1990-х даже утвердили. Первую проектировал Лев Попов, а у него свой фирменный стиль — сводчатые станции с яйцеобразными светоформами. Так он делал “Нахимовскую” и “Отрадное”. И примерно в том же стиле проектировалась станция “Борисово”.
Проект “Шипиловской” делал сам г-н Шумаков. Предполагалось, что это будет односводчатая станция с очень сложным потолком.
— Грубо говоря, это платформы, стены и достаточно пологий свод, — рассказывает Николай Иванович. — Трудно сказать, пойдет ли это все сейчас. Хотя, как показал центральный участок Люблинской линии, — то, что 15 лет назад утверждали, то и сделали.
Старый проект станции “Зябликово” и сегодня выглядит современно. Николай Шумаков и художник Иван Лубенников расположили по оси платформы пять скамеек, поставили там скульптурные клетки с птичками и связали их лучом лазера. Тот пронизывал клетки по сложной траектории — не напрямую, а по диагонали.
— Стоит отметить и переход “Красногвардейская”—“Зябликово”, — говорит г-н Шумаков. — Он достаточно сложный. Переход с одной на другую в центре зала. Одна станция над другой расположена, крест-накрест. Аналогов такому пересечению нет.
К другим станциям, которые в принципе могут появиться к 2013 году, архитекторы пока не подступались. Существует лишь привязка станций к местности.
О том, где расположатся следующие за “Марьиной рощей” станции салатовой ветки, говорят их рабочие названия: “Шереметьевская”, “Бутырский хутор”, пересадочная “Петровско-Разумовская-2” и “Лихоборы” (на пересечении Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара).
Весьма эффектно “посажены на местность” предполагающиеся новые станции желтой ветки.
После “Марксистской” пассажиры смогут доехать до “Кадашевской”. Помните новый мост от храма Христа Спасителя к “золотому острову”? Так вот. Лестницы, ведущие с моста на землю острова, могут преобразиться в наземный павильон “Кадашевской”.
Следующая за ней станция “Остоженка” расположится в районе ГМИИ им. А.С.Пушкина, а “Смоленская” — в скверике напротив МИДа. Но самой интересной может стать станция, один выход которой будет у Дома Правительства России (Белого дома), второй — у гостиницы “Украина”, а сама она разместится под Москвой-рекой.
Вот пока и все. Впрочем, и это очень даже немало.
На схеме вы можете видеть и другие станции, и даже целые новые линии — например, идущую от “Парка Победы” к “Олимпийской деревне”. Обозначены на ней и третий пересадочный контур, и Большое метрокольцо. Но все это — дела будущих десятилетий и поколений.
Фотоматериалы к статье
Оригинал статьи
Автор статьи: Денис Беликов
|